Понедельник, 29.04.2024, 21:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | ЕГЭ по истории. Часть2 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом(20-24) | Регистрация | Вход
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
Сайт учителя истории Ведмедовской Т.В.

ЕГЭ по истории.

Часть2

Критерии оценивания заданий с развёрнутым

 ответом

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции

«XIX  Всесоюзная  партийная  конференция…  констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК   и XXVII съезде партии стратегический  курс  на  всестороннее  и  революционное  обновление советского  общества  и  ускорение  его  социально-экономического  развития неуклонно  претворяется  в  жизнь.  Приостановлено  сползание  страны к экономическому и социально-политическому кризису…  Начался  процесс  оздоровления  экономики  страны,  её  поворот к  удовлетворению  насущных  потребностей  людей.  Набирают  силу  новые методы  хозяйствования.  В  соответствии  с  Законом  о  государственном предприятии(объединении) идёт  перевод  объединений  и  предприятий  на хозрасчёт и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о  кооперации.  Входят  в  жизнь  новые,  прогрессивные  формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды,  а  также  индивидуальная  трудовая  деятельность.  Идёт  перестройка организационных  структур  управления,  направленная  на  создание благоприятных  условий  для  эффективного  хозяйствования  первичных звеньев экономики.

Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных  доходов  трудящихся.  Реализуются  практические  меры  по увеличению  производства  продуктов  питания  и  предметов  потребления,  расширению  жилищного  строительства.  Осуществляются  реформы образования  и  здравоохранения.  Духовная  жизнь  становится  мощным   фактором  прогресса  страны.  Значительная  работа  проведена  по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже  входит  в  жизнь  советского  общества,  оказывает  на  него  всё возрастающее преобразующее воздействие»

20 задание  Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в  резолюции.  Укажите  фамилию  политического  деятеля,  являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название  периода  истории  СССР,  когда  этот  политический  деятель  был руководителем страны.Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

 

Баллы

 

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) десятилетие– 1980-е гг.;

2) руководитель страны– М.С. Горбачёв;

3) название периода– «перестройка»

 

Правильно  указаны  десятилетие,  руководитель  страны,  название

периода

2

Правильно указаны любые два элемента

1

Правильно указан один любой элемент.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

 

21 задание

Какие  направления  внутренней  политики  КПСС  и  государства  названы

в резолюции? Укажите любые три направления.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

 

Баллы

 

Могут быть указаны следующие направления:

1) введение эффективных методов хозяйствования;

2) повышение реальных доходов трудящихся;

3) увеличение производства потребительских товаров;

4) расширение жилищного строительства;

5) реформы образования и здравоохранения.

Могут быть указаны другие направления

2

Правильно указаны три направления

2

Правильно указаны два направления

1

Правильно указано одно направление.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

 

Задание 22

Каков  итог  реализации  рассматриваемого  стратегического  курса  партии?

Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших

к такому итогу.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

 

Баллы

 

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) итог, например:

− неудача в преодолении кризиса;

− распад СССР;

2) причины, например:

− ограниченность  возможностей  реформирования  командной

модели экономики;

− политические разногласия в обществе;

− сепаратизм союзных республик.

Итог  может  быть  сформулирован  иначе.  Могут  быть  указаны

другие причины

 

Правильно сформулирован итог, указаны две причины

 

2

Правильно сформулирован итог, указана одна причина

 

1

Правильно сформулирован только итог.

ИЛИ Правильно указаны одна-две причины.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

 

Задание 23

Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём

состояли  преимущества  такого  расположения  города(приведите  три

объяснения).

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

 

Баллы

 

Могут быть приведены следующие объяснения:

1) расположение  города  на  берегу  реки  облегчало  его  торговые

связи, поскольку в Древней Руси водные пути зачастую были более

удобными, чем сухопутные;

2) расположение на берегу(особенно высоком) реки делало город

менее уязвимым для врагов в случае штурма;

3) город,  расположенный  на  берегу  реки,  имел  больше  шансов

успешно справиться с пожарами, поскольку большинство построек

в Древней Руси были деревянными.

Могут быть приведены другие объяснения

 

 

Правильно приведены три объяснения

3

Правильно приведены два объяснения

2

Правильно приведено одно объяснение

1

Приведены  рассуждения  общего  характера,  не  соответствующие

требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

 

Задание 24

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым

высказываются  различные,  часто  противоречивые  точки  зрения.  Ниже

приведена  одна  из  спорных  точек  зрения,  существующих  в  исторической

науке.

«Внутренняя  политика  Александра III  способствовала  прогрессивному

развитию социальной и экономической сфер общественной жизни».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно

подтвердить  данную  точку  зрения,  и  два  аргумента,  которыми  можно

опровергнуть  её.  При  изложении  аргументов  обязательно  используйте

исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

 

Баллы

 

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

– при Александре III в деревне постепенно изживались остатки крепостничества(снижение  выкупных  платежей,  ликвидация временно обязанного состояния крестьян);

– при Александре III постепенно меняется устаревшая система налогообложения(отмена подушной подати);

– в1882 г. правительство учредило Крестьянский поземельный банк, который выдавал ссуды на покупку земли крестьянам, что способствовало  распространению  частной  поземельной собственности среди крестьян;

– в  период  правления  Александра III начинает  формироваться рабочее  законодательство(законы  об  ограничении  труда подростков  и  женщин  на  производстве,  о  правилах  найма и увольнения рабочих);

– протекционистская  политика  правительства  Александра III   способствовала  бурному  развитию  промышленности (завершился  промышленный  переворот;  в2  раза  выросло количество  паровых  двигателей,  увеличилась  добыча  угля  и нефти; в ряде регионов страны выросли крупные промышленные центры(Баку, Юзовка, Ижевск, Орехово-Зуево) и др.);

– в период правления Александра III отмечен интенсивный рост протяжённости  железных  дорог,  начато  строительство Транссибирской магистрали;

2) в опровержение, например:

– законодательство  Александра III  в  отношении  земств резко снизило долю не дворян в их составе, сузив таким образом социальную базу земств;

–  по  новому «Городовому  положению»  был  значительно повышен  имущественный  ценз  для  участия  в  выборах в  городские  думы  и,  таким  образом,  от  участия  в  городском  самоуправлении были отстранены не только трудящиеся массы города,  но  и  мелкая  буржуазия,  что  вступало  в  противоречие с быстрым процессом урбанизации, проходившим в тот период;

– изменения в системе образования(подчинение сельских школ Синоду,  циркуляр «о  кухаркиных  детях»)  резко  сузили возможности для получения образования выходцам из низших сословий и препятствовали удовлетворению нужд  быстрорастущей российской экономики в образованных специалистах;

– при Александре III был учреждён Дворянский земельный банк,  который  выдавал  ссуды  помещикам  под  залог  их  земель  на льготных  условиях; поддержка  дворян,  которые,  как  правило,  «проедали» выданные  банком  деньги,  а  не  вкладывали  их в производство, тормозила процесс перехода помещичьих земель к  состоятельным  крестьянам,  эффективнее  использовавшим сельскохозяйственные угодья;

– законодательство Александра III консервировало крестьянскую общину(запрещались  семейные  разделы  и  ограничивался досрочный выкуп наделов), что тормозило развитие деревни.  

Могут быть приведены другие аргументы

 

 

 

Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение

оценки

4

Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение

оценки.

ИЛИ  Приведены  один  аргумент  в  подтверждение  и  два

в опровержение оценки

3

Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение

оценки

2

Приведены только два аргумента в подтверждение оценки.

ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки

1

Приведён только один любой аргумент.

ИЛИ  Приведены  только  факты,  иллюстрирующие  события

(явления,  процессы), связанные  с  данной  точкой  зрения,  но  не

являющиеся аргументами.

ИЛИ  Приведены  рассуждения  общего  характера,  не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

4

 

 

Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024