Понедельник, 29.04.2024, 21:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | К ЕГЭ: Ценность - одна из фундаментальных основ культуры, наряду с нормами, идеалами. | Регистрация | Вход
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
Сайт учителя истории Ведмедовской Т.В.

 

 

Лидия, неисправимый гуманитарий

 

Как аксиология объясняет, что такое ценность

Аксиология относится к философским дисциплинам и занимается проблемой ценностей. Сам термин стали впервые использовать в XIX веке, но это, разумеется, не означает, что анализ ценностей ранее не осуществлялся. Вопрос, какое место ценности занимают в структуре нашего бытия, как они влияют на нашу жизнь, ставился еще в древней философии (в частности, Аристотелем). 

Основной категорией аксиологии является понятие "ценность". И тут сразу начинаются трудности, поскольку существует множество его трактовок. Ведь в смысл самого понятия явно включен оценочный момент. Называя что-то ценностью, человек тем самым признает его значимость для себя. При этом одно и то же может быть ценностью для кого-то и не иметь никакого значения для другого человека. Отсюда - проблема субъективного или объективного характера ценности.

Нужно ли подходить к ценности только как к содержимому личной реальности, или нужно признать ее надиндивидуальную, объективную, природу?

Например, драгоценная брошь, несомненно, в нашем обществе имеет ценность в том смысле, что стоит больших денег и может рассматриваться как вложение средств. Кроме того, если она сделана красиво и талантливо, то несет в себе высокую эстетическую ценность и становится культурной ценностью. Но для кого-то все это имеет мало значения на фоне того, что, допустим, данная брошь - единственное, что у него осталось на память о каком-то дорогом ему событии или человеке. И если бы подобная вещь была сделана не из золота и сапфиров, а из обычного металла и стекла, она все равно имела бы огромную ценность в глазах того, для кого этот предмет - памятный.

Но это, если говорить о конкретных вещах. Однако аксиология рассматривает ценности абстрактно, независимо от того, в чем они воплощены. Ведь есть понятие "вечные ценности" - то, что является таковым всегда, независимо от культуры и эпохи. Например, дети - это вечная ценность. Притом как в прагматическом смысле (продолжение рода), так и духовном (символ обновления жизни). На этом фоне, например, принесение в древности детей в жертву богам означало, при всей кошмарности подобной практики, что люди отдавали самое ценное, что у них есть.

Ценность - одна из фундаментальных основ культуры, наряду с нормами, идеалами. 

Неокантианцы В. Виндельбанд, Г. Риккерт тесно связывали нормы и ценности друг с другом, называя ценности способом бытия нормы. Они говорили, что норма всегда имеет значимость для человека, то есть без ценностной оценки она не существует. Большое значение исследованию ценностей придавал социолог Макс Вебер. В определенном смысле он развил дальше идеи неокантианцев, но в аспекте существования различных социальных явлений, в основе которых лежит социальное действие.

В ХХ веке такие мыслители, как А. Тойнби или П. Сорокин в своих концепциях утверждали, что универсальной системы ценностей нет, но каждая культура и эпоха порождают свои ценности, которые и составляют основу их уникальности. Напротив, А. Радклифф-Браун говорил, что есть абсолютная универсальная ценность, присущая всем культурам во все времена, а все остальные ценности возникают для того, чтобы реализовать эту главную. В качестве таковой он называл выживание общества.

Пониманий ценности много, о каждом нереально сказать в короткой статье в Дзене. Ясно одно - тема дискуссионная.

 

Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024