Понедельник, 29.04.2024, 21:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Практикум: ИСТОЧНИКИ О ДРЕВНЕЙ РУСИ (VI - XII ВВ.) | Регистрация | Вход
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
Сайт учителя истории Ведмедовской Т.В.

 

 

Источники о Древней Руси (VI - XII вв)

 

 

1. Из «Повести временных лет»:

«В год 6370 (862)4 изгнали варягов за море, и не дали им дани, начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью,  как другие называются шведы, и иные норманны и англы. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Бслоозере, а третий, Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозвавсь Русская земля.

Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел  всею властью один Рюрик и стал раздавать мужам своим города- тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах- находники, а коренное население в Новгороде- славяне, в Полоцке- кривичи, в Ростове- меря, в Белоозере - весь, в Муроме- мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и от­просились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые по­строили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

 

Вопросы и задания

1. Представьте информацию источника о призвании Рюрика в виде сценария фильма, где кадр первый — жизнь славян после изгнания варягов, кадр второй — решение о призвании князя и т.д. При­думайте название вашего фильма. Можно ли считать этот фильм документальным? Почему?

2. Соотнесите сведения летописца и данные исторической карты. Определите первоначальные границы Древнерусского государства. В чем проявляется его полиэтничность?

3. Изложите важнейшее событие, описанное летописью. Каково его значение в нашей истории?  С какой целью славяне призвали в свои земли варягов?

4. Проанализируйте первую фразу летописного рассказа, сопоставьте ее с пятой. Что, на ваш взгляд, означает фраза «порядка в ней Нет»?

5. Именно этот фрагмент лег в основание «норманнской теории». ' формулируйте свое мнение: являлось ли призвание варягов основа­нием древнерусского государства?

6. Можно ли доверять (и почему) данному летописному рассказу?

7.Какие изменения в государственном устройстве Руси произошли со смертью Синеуса и Трувора?

 

2.Из «Повести временных лет»:

«В лето 907 года пошел Олег на греков. Он взял с собою мно­жество варягов, и славян, и чудь, и кривичей, и мерю, и древлян, ра­димичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, которы являются переводчиками. Со всеми ними пошел Олег на конях и на кораблях. Число кораблей было 2 тысячи, и пришел он к Царьграду. И повелел Олег надулись паруса и корабли с поля по-III in к городу. Увидали греки, испугались и сказали, послав к Олегу:

"Не губи города, согласимся на дань, какую хочешь".

И установил Олег дань воинам на 2 тысячи кораблей по 12 гривен на ключ - , а потом давать дань на русские города подвластные Олегу.

"Пусть Русь, приходя, берет посольское, сколько хочет; а если придут гости, то берут и месячину на 6 месяцев, хлеб и вино, и мясо, и рыбу, и овощи; и пускают их в бани, сколько они хотят; когда же они пойдут домой в Русь, то пусть берут у царя нашего на дорогу пищу, и якоря, и канаты, и паруса, и все, что им надо".

Цари же Лев и Александр заключили мир с Олегом, обязавшись давать дань и, дав клятву, сами целовали крест. Олег и его мужи клялись по русскому закону своим оружием и своим богом Перуном скотьим богом Волосом. И повесил Олег свой щит на вратах в зна победы, и пошел прочь от Царьграда.

И пришел Олег в Киев, принеся с собой золото, шелковые ткани сладости и вина и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим».

Вопросы и задания:

1. Изложите кратко содержание прочитанного и сформулируйте основную идею.

2. Какие исторические факты о походе князя Олега можно из влечь, из приведенного фрагмента?

3. Определите, с какой целью осуществил поход князь Олег?

4. Каковы условия мирного договора и его последствия? Обоснуйте, достоверно ли сообщение летописи?

 

3. Из «Повести временных лет»:

«В год 945. В этот год сказала дружина Игорю: «У отроков Свенельда (он был полководцем и родственником Игоря) вдоволь к оружия и одежды, а мы наги. Пойди, князь, с нами за данью: и т! добудешь и мы». Послушался их Игорь, и пошел за данью, и прибавлял к прежней дани, и чинили насилие им (древлянам) он и мужи его собрав дань, он пошел в свой город. Когда он возвращался назад, то раздумав, сказал дружине своей: «Идите с данью домой, а я возвращаюсь, похожу еще». Отпустил дружину свою домой, а сам с не большой дружиной вернулся, желая еще больше добычи.

Древляне, услыхав, что он опять идет, решили с князем свои! Малом: «Если повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убьют его; так и тут, если не убьем его, то всех нас погубит». И они послали к нему сказать: «Зачем идешь опять? Ты взял всю дань»

И не послушал их Игорь. И древляне, выйдя из города Искоростеня, перебили Игоря и дружину его: ведь мало их было. И похоронили Игоря, и есть могила его у города Искоростеня, в земле у древлян и до сего дня».

Вопросы и задания.

1.Изложите кратко содержание прочитанного и определить цель, с которой Игорь пошел к древлянам.

2.Как вы думаете, за что был убит князь Игорь?

3.Как вы считаете, справедливо ли было убийство князя древлянами?

4.Какие особенности в общественном устройстве славян в это время вы обнаружили и чем вы их объясните?

5. О каких политических особенностях Древнерусского государства можно узнать из этого источника?

 

4.Из «Повести Временных лет» . Месть Ольги

И решили древляне: «Вот [мы] убили князя Русского; возьмем жену его Ольгу за князя своего Мала, а с нею Святослава, и поступим с ним как захотим». И послали древляне своих лучших мужей числом 20 [человек], в лодке к Ольге. И пристали они в лодке под Боричевым, тогда ведь вода протекала возле горы Киевской… И поведали Ольге, что пришли древляне, и позвала их Ольга к себе и сказала им: «Добрые гости пришли. Скажите, чего ради пришли сюда?» Сказали древляне: «Послал нас Древлянская земля с такими словами: мужа твоего мы убили, был муж твой как волк, расхищая и грабя, а наши князья добрые, они оберегали Древлянскую землю, так пойди [замуж] за князя нашего Мала», было имя ему Мал, князю Древлянскому.

…И послала Ольга к древлянам и сказала им: «Если вы вправду просите меня, то пришлите знатных мужей, дабы я с великой честью пришла за вашего князя. А то не пустят меня люди киевские». Услыхав это, древляне избрали лучших мужей, которые управляли Древлянской землей, и послали за ней. Когда же древляне пришли, Ольга повелела приготовить им баню, сказав так: «Помывшись, приходите ко мне». Они же затопили баню и влезли в нее и начали мыться. И заперли баню вместе с ними. И повелела Ольга зажечь ее от дверей, и там все погорели. И послала к древлянам со словами: « Вот я уже иду к вам, так приготовьте меды многие в городе, где вы убили моего мужа, да поплачу я над гробом его и сотворю тризну мужу своему». Они же, услыхав это, свезли много меда и сварили. Ольга же, взяв малую дружину, шла налегке, и пришла к гробу его [Игоря] и плакала по муже своем. И повелела людям своим насыпать могилу великую, и когда насыпали, велела совершить тризну. Потом сели древляне пить, и повелела Ольга своим отрокам прислуживать им. И сказали древляне Ольге: «Где наша дружина, которую мы послали за тобой?» Она же сказала: «Идут за мной с дружиной мужа моего». И когда древляне упились, она повелела отрокам пить в их честь, а сама отошла прочь и велела дружине убивать древлян, и посекли их пять тысяч. А Ольга возвратилась в Киев и снарядила воев против оставшихся древлян…

В лето 964 Ольга с сыном своим Святославом собрала многих и храбрых воев и пошла на Древлянскую землю. И вышли древляне против. И когда сошлись обеими полками на схватку, сунул Святослав копье между ушами коня и ударило коню в ноги, потому что [Святослав] был еще ребенком. И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем». И победили древлян. Древляне же побежали и заперлись в городах своих. Ольга же с сыном своим устремилась на Искоростень- город, а древляне затворились в городе и крепко бились из города: ведали ведь, что сами убили князя и что их ожидает.

И стояла Ольга год и не могла взять города, и придумала так, послала к городу со словами: «Чего вы хотите высидеть? А все ваши города уже предались мне, и обязались давать мне дань, и обрабатывают нивы свои и земли свои, а вы хотите умереть от голода, не соглашаясь давать дань».

Древляне же сказали: «Рады бы мы давать дань, но ты хочешь мстить за мужа своего». Сказала же им Ольга: «Ведь я уже отомстила за смерть мужа своего… и больше не хочу мстить, но хочу брать дань небольшую, и примирившись с вами пойду назад». Сказали же древляне: «Ныне у вас нет  ни меду, ни мехов, но малого у вас прошу: дайте мне от двора по три голубя и по три воробья.

1.Определите, что преобладает в приведенном фрагменте: исторические факты или художественное описание события? Подумайте, с чем это связано?

2.Как вы можете оценить поведение княгини Ольги? Давай оценку, подтверждайте ее фактами.

3.Выберите из текста факты, характеризующие обычаи и нравы русского общества в Х в.

 

5. Из «Повести временных лет»:

Из воспоминаний византийского историка X века Льва Диакона: «Вот какова была его наружность. Умеренного роста, не слиш­ком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длин­ными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода, выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга, она была украшена корбункулом, обрамленным дву­мя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой».

 

6.Из «Повести временных лет». Походы Святослава

 

В год 6472 (964). Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых. И легко ходил в походах, как пардус (гепард), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и, зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах. Та­кими же были и все прочие воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти».

 И пошел на Оку-реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал им: «Кому дань даете?» Они же ответили: «Хазарам — по щелягу от рала даем».

В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар и город их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов.

В год 6474 (966). Вятичей победил Святослав и дань на них возложил... <м>&

В год 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга в городе Киеве со своими внуками — Ярополком, Олегом и Владимиром. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города. И нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. И изнемогали люди от голода и жажды. И собра­лись люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из Киева к ним. И стали тужить люди в городе, и сказали: «Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, — сдадимся печенегам». И сказал один отрок: «Я проберусь», и ответили ему: «Иди». Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: «Не видел ли кто-нибудь коня?» Ибо знал он по-печенежски и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев его, пече­неги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили это, подъехали к нему на ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: «Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печене­гам». Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: «Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав». И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показа­лось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную.

И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один и обратился к воеводе Претичу: «Кто это пришел?» А тот ответил ему: «Люди той стороны [Днепра]». Печенежский князь снова спросил: «А ты не князь ли уж?» Претич же ответил: «Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество». Так сказал он, чтобы пригрозить печенегам. Князь же печенежский сказал Претичу: «Будь мне другом». Тот ответил: «Так и сделаю». И подали'они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы, а тот дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города. И нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И по­слали киевляне к Святославу со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?» Услышав эти слова, Святослав с дружиною скоро сел на коней и вернулся в Киев; приветствововал мать свою и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир.

 

Вопросы и задания

1. На основе документа попытайтесь определить главную цель внешней политики Святослава. Куда и с какой целью Святослав совершал походы?

2. По мнению историка Н.М.Карамзина, Святослав «славу побед уважал более государственного блага», а историк С.М.Соловьев считал, что «Святослав никогда не имел на Руси значения князя». Выскажите свое мнение о Святославе — воине и государственном деятеле.

3. Как характеризуют Святослава «Повесть временных лет» и византийский историк? Есть ли общее в этих характеристиках?

4. Можно ли доверять (и почему) выдержке из воспоминаний византийского историка?

7. История с географией.

«Андрей (апостол) проповедовал в Синопии, а когда пришел в Корсунь, узнал, что рядом с Корсунем находится устье Днепра, и захотел пойти в Рим; пришел он в устье Днепра и оттуда пошел по Днепру вверх. Случилось, что однажды он остановился под гора­ми на берегу. И встав утром, сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли эти горы? На этих горах воссияет благодать Божия: будет здесь большой город и много церквей воздвигнет здесь Бог». И взошел на эти горы, благословил их, поставил крест, помолился Богу, сошел с этой горы, где потом встал Киев, и пошел по Днепру вверх. И пришел к словенам, где нынче Новгород, ви­дел живущих там людей, их обычаи, как они моются и хлещутся, и удивился этому. И пойдя к варягам, пришел в Рим, рассказал, скольких научил и что видел, и сказал им: "Удивительно было в земле словен, когда шел сюда. Видел деревянные бани: вот натопят их докрасна, раздеваются, и голые обливаются дубильным квасом, берут молодые прутья и хлещут себя, и до того дохлещут, что вылезают еле живы, а чтобы ожить, обливаются холодной во­дой. И так делают каждый день, никем не понуждаемы к муке, но сами себя так мучают, однако не мучаются, а моются". И слушая об этом, все удивлялись».

«Болгарский ученый Н.П. Ковачев только в письменных исто­чниках Х-XIII веков на территории Балкан, Центральной и Восточной Бароны обнаружил около семи десятков (!) "Киевов"; что Вышгород мы найдем не только на Днепре, но и во многих других местах, в том числе в большом количестве на Дунае; что полоса Переяславлей тянется от нижнего течения Дуная до Верхней Волги, а Ном городы бесполезно считать. Они есть в землях западных славян, в северной Германии и Польше, в Австрии, Венгрии, Чехии, Румынии, и Болгарии, да и в любой стране, где Новгород - "новый город" -всякий раз звучит по-своему».

Вопросы и задания:

1. Изложите кратко основные события, описанные в летописи.

2. Проследите по карте путь апостола Андрея. Как вы думаете возможно ли было таким путем попасть в Рим?

3. Сопоставьте летописный рассказ с мнением историка А.Л. Никитина и сделайте выводы относительно маршрута путеше­ствия апостола.

4. Что и почему больше всего заинтересовало апостола в Новго­роде?

5. Сопоставьте летописный рассказ с предыдущим заданием

сделайте вывод об их достоверности.

8. Повесть временных лет»  Выбор Владимиром веры.

В лето 987г. Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им:

- Вот приходили ко мне булгары , говоря «Прими наш закон». Затем приходили немцы от папы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки. Браня все законы, а свой восхваляя. Что же вы посоветуете , что ответите?

И сказали бояре и старцы:

- Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то пошли своих мужей, пусть узнают, какая у кого служба.

И была люба речь князю и всем людям; избрали мужей славных и умных и сказали:

- Идите к булгарам, к немцам и грекам, испытайте веру их. Пошли русские послы к булгарам, к немцам и грекам. Когда они вернулись, созвал князь бояр своих и старцев и сказал им:

-Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними,- и обратился к послам:-Говорите перед дружиною.

Видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греки, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали- на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы.

Сказали же бояре:

- Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя, Ольга, а была она мудрейшей из всех людей.

-Где примем крещение?

- Они же сказали:

-Где тебе любо.

Вопросы 

  1. Каковы причины принятия на Руси христианства именно по византийскому образцу?
  2. Как характеризует государственный строй Руси тот факт, что Владимир принимал решение о выборе религии не единолично?

Задание

Попробуйте представить, как сложилась бы дальнейшая судьба Руси, если бы князь Владимир решил принять: а) ислам от волжских булгар; б) католичество от папы римского; б) иудаизм от хазар.

 

9. Из «Повести временных лет»:

«И когда пришел, повелел опрокинуть идолы, - одних изрубить, II других сжечь.

Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с го­ры по Боричеву взвозу и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. Затем послал Владимир по всему городу со словами: "Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый или бедный, или нищий, или раб - да будет мне враг".

Приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И по другим городам стали ставить церкви и опреде­лять в них попов, приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них как о мерт­вых».

Вопросы и задания:

1. Сформулируйте основную идею прочитанного.

2. Как вы оцените отношение Владимира к языческим богам?

3. Каково отношение к языческим богам у людей?

4. Сделайте вывод о том, как было проведено крещение киевлян? Как это могло отразиться на нравственном развитии общества?

5. Почему храмы стали ставить на местах кумиров?

6. Можно ли на основании этого отрывка сделать вывод о зна­чении крещения Руси?

 

10. Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.

Д.С. Лихачев в статье «Крещение Руси и государство Русь» писал о значении принятия христианства на Руси: «Язычество не было религией в современном понимании. Это было довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это со­единение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиоз­ного почитания. Поэтому объединение людей разных племен, вч ем так нуждались восточные славяне в X -XII веках не могло быть осу­ществлено язычеством. Между тем стремление вырваться из-под уг­нетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот, степей, боязнь грозных явлений природы заставляли людей искать объединения. Время и события требовали познания мира и истории в широких масштабах...

Истинный создатель огромной империи Руси - князь Владимир Святославич в 980 г. делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного. После создания пантеона богов в Кие­ве он послал своего дядю Добрыню в Новгород, и тот «постави ку-" мира над Волховым». Однако интересы страны Русь к религии более развитой и более вселенской. Последняя должна была служить свое­образным приобщением Руси к мировой культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически соединялся с появлением высокоорганизованного литературного языка, который это приобще­ние закрепил бы в текстах, прежде всего переводных. Письменность давала возможность общения не только с современными Руси куль­турами, но и с культурами прошлыми. Она делала возможным напи­сание собственной истории, философского обобщения своего на­ционального опыта, литературы.

Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных ос­нованиях. Благодаря болгарской письменности христианство сразу выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Та церковная письменность. Которая была передана нам Болгарией, -это самое важное, что дало Руси крещение. Христианство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества. Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать литера­туру, а продолжать ее и создать в первый же век христианства произ­ведения, которыми мы вправе гордиться».

Вопросы и задания:

1. Почему язычество уже не удовлетворяло уровню развития вос­точнославянского общества?

•2. Какие попытки реформы язычества предпринял Владимир I? Почему они не достигли успеха?

3. Какие последствия имело принятие Русью христианства?

 

11. Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.

Симеоновская летопись описывает борьбу новгородцев с немец­кой агрессией:

«В том же году (1240) немцы ...взяли город Изборск. И пришла весть в Псков, что немцы взяли Изборск, и вышел против немцев весь город Псков, и псковичи вступили с ними в борьбу и бились ожесточенно, и была между ними великая сеча. Тут убили Гаврила Гориславичв, воеводу, и обратили в бегство псковичей и многих из них перебили во время бегства, а других взяли в плен. Немцы, подъ­ехав к городу, зажгли весь посад и много причинили зла: погорели многие церкви и святые иконы в них и все имущество церковное. Немцы опустошили села около Пскова и стояли под городом неделю, но города не взяли и, захватив много пленных, ушли. И были пско­вичи без мира. Некоторые же псковичи изменили и сносились с нем­цами, которых привел Твердило Иванкович с иными, и начал сам владеть Псковом с немцами, разоряя села новгородские, а другие псковичи убежали в Новгород с женами и детьми.

Новгородцы же, посоветовавшись, послали владыку Спиридона с боярами к великому князю с челобитием, прося в князья его сына, великого князя Александра. Князь же великий Ярослав принял про­шение владыки и челобитьем новгородцев и дал им опять сына сво­его Александра.

В 1242 году пришел великий князь Александр Ярославич в Нов­город и тотчас пошел с новгородцами, дадожанами, с корелою и ижсрянами на город Копорье, и разрушили крепость до основания, а самих немцев перебили, а иных с собою привели в Новгород, а ос­тальных Александр помиловал и отпустил, потому что был чрезвы­чайно миостив, а изменников вожан и чудцев повесил и пошел в Переяславль. Немцы же собрались с другой стороны и пришли на Псков и победили псковские полки и наместников посадили в Пско­ве. Услышав об этом, князь Александр пожалел о крови христиан­ской и, нимало не помедлив, взял собой брата своего Андрея и все войско и пришел в Новгород.

Уже город Псков был взят и тиуны немецкие посажены в городе. Великий же князь Александр занял все пути ко Пскову и взял вне­запно город и, захватив немцев и чудь и наместников немецких, в оковах заточил в Новгород, а город Псков освободил много пленных, а иных перебил. Они же собрались, говоря с гордостью: «Пойдем на Александра и, победив, возьмем его в плен». Когда немцы приблизи­лись, стража великого князя Александра удивилась силе немецкой и ужаснулась. Князь же великий Александр, помолившись в церкви святой Троицы, пошел в землю немецкую, желая отомстить за кровь христианскую... Услышав об этом, магистр пошел против них (пол­ков Александра) со всеми своими епископами и со всем множеством их народа и силы их, какая только ни была в их области, и сошлись на озере, именуемом Чудским...

Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и, приготовившись к бою, пошел против них. Вой­ска сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множест­во. Был же тут с Александром и брат его Андрей со множеством воинов отца своего, было у Александра множество храбрых, сильных и крепких, все наполнились воинственным духом, и были у них сердца подобны львиным. И сказали: «Княже, ныне пришло время положить свои головы за тебя».

Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слы­шен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лед на замершем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, быв­шего там.

И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множест­во, ав плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новго­род, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А дру­гие убежали тяжело раненными».

Вопросы и задания:

1. Как происходила агрессия немецких рыцарей против русских земель? Какие города были ими захвачены?

2. Какие действия предпринял князь Александр Ярославич для отражения немецкой агрессии?

3. Чем завершилась битва на Чудском озере? Назовите ее точную дату.

Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024