Понедельник, 29.04.2024, 20:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Это интересно: Арнольда Тойнби и теория цивилизаций. | Регистрация | Вход
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
Сайт учителя истории Ведмедовской Т.В.

Почему погибают цивилизации: теория А. Тойнби

В обычной жизни мы мало задумываемся о том, что являемся участниками грандиозных процессов, касающихся, ни много ни мало, судеб цивилизации. Но на самом деле это так. Каждый человек - элемент той или иной цивилизационной структуры, он испытывает на себе ее влияние и сам оказывает влияние на нее.

Цивилизаций за всю историю человечества было достаточно много, также немало и концепций, которые их анализируют. Среди наиболее интересных - теория английского мыслителя Арнольда Тойнби (1889-1975), автора книги "Постижение истории".

 

Тойнби рассматривал цивилизацию как целостное образование, имеющее свои уникальные характеристики. Всего подобных образований он насчитал 21, из них 10 цивилизаций существуют в наше время. Каждая из них обособлена от других, но все они подчиняются одному и тому же закону: возникают, развиваются, достигают расцвета и потом стареют и гибнут. В этом смысле Тойнби развивал идею локальных цивилизаций, выраженную до него И. Данилевским и О. Шпенглером.

 

Своей концепцией Тойнби пытался ответить на вопрос, почему цивилизации сперва развиваются, а потом неизбежно гибнут? Что влияет на механизм существования цивилизаций? Можно ли избежать гибели?

 

Проясняя эти вопросы, мыслитель сформулировал теорию "вызова - ответа". Ее суть в следующем:

а) достаточно компактно живя в каком-то месте, люди встречают разнообразные вызовы со стороны внешнего мира: природы, климата, агрессии соседних обществ,

б) когда цивилизация молода, у нее всегда есть активное, энергичное и сильное творческое меньшинство (элита), которая умеет объединить остальных вокруг себя, мобилизовать их и организовать ответ на вызовы,

 

в) этот ответ стимулирует развитие цивилизации. На каждый новый вызов она отвечает со все большей силой, с большим умением и имея больший опыт,

г) в результате вызовов - ответов цивилизация достигает пика своего развития, но затем начинается спад. Он связан с тем, что творческое меньшинство, убаюканное властью, перестает организовывать ответы так, как того требуют все новые и новые вызовы. Да и массы становятся ленивее, т.к. развитая цивилизация связана с повышением комфорта существования,

 

д) в результате все более слабеющих ответов на все увеличивающиеся вызовы цивилизация постепенно начинает клониться к закату и, наконец, достигает надлома и окончательно погибает. Такая судьба ждет все цивилизации, что бы они о себе не мнили.

Однако есть различие в них. Тойнби делил цивилизации на основные и локальные. Если последние замкнуты в себе и, погибнув, оставляют лишь археологические следы, не сильно влияя на другие общества, то первые оказывают сильнейшее влияние на развитие других цивилизаций, и в первую очередь в религиозном плане.

В конечном итоге Тойнби предположил возникновение единой общечеловеческой цивилизации, в основу которой ляжет единая религия которая синтезирует духовный опыт всего человечества.

Идея "вызова-ответа" как механизма развития цивилизации мне импонирует, но вот религиозный пафос концепции заставляет относиться к ней несколько скептически...

 

 

Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024