Вторник, 30.04.2024, 02:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Материал к экзамену: Эпоха Просвещения просветители и писатели. | Регистрация | Вход
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
Сайт учителя истории Ведмедовской Т.В.

30.04.2018

 

 

Великие просветители Европы

 

  1. Эпоха Просвещения
  2. Джон Локк
  3. Монтескьё
  4. Вольтер
  5. Жан-Жак Руссо
  6. Адам Смит

 

В XVIII веке наступила эпоха Просвеще́ния, которая пришла на смену гуманизму и рационализму. Выясним, чем же эта эпоха отличалась от прошедших.

Начнем с названия «Просвещение». В нем присутствует слово «свет», которое характеризовало этот период. Человеческий разум нес свет обществу, появилась вера в научные знания и образование. Вспомните, с какими трудностями сталкивались ученые ранее, как им приходилось бороться за свои убеждения.

Для эпохи Просвещения характерно следующее:

· сомнение человека в справедливости существующих порядков;

· критика всего, что угнетает людей;

· разрушение авторитета аристократии. Просвещение – эпоха буржуазии;

· поиск принципов жизни человека;

· поиск истины, даже если она может угрожать устоям общества;

· провозглашение всеобщего равенства;

· вера в то, что человека можно изменить в лучшую сторону.

Пришло время познакомиться с самыми известными философами эпохи Просвещения.

Джон Локк.

В Англии это был Джон Локк. Родился он 29 августа 1632 года в Ри́нгтоне. Отец Локка был юристом, а сам будущий философ учился медицине. Однако со временем увлекся политикой и посвятил ей многие научные труды.

Большое влияние на 17-летнего Джона оказала Английская революция и казнь короля Карла I. В дальнейшем, уже работая над своими философскими сочинениями, он попытается решить вопрос: как сохранить монархию, но ограничить ее абсолютную власть?

Одной из важнейших теорий Джона Локка стала «теория разделения властей» на законодательную, исполнительную и федеративную. Законодательная должна стать верховной властью в обществе и заниматься разработкой законов. Исполнительная власть контролирует исполнение принятых законов. А федеративная руководит безопасностью и интересами общества. При условии существования принципа разделения властей, можно было сохранить короля.

Локк является автором «теории естественных прав человека». Согласно ей у каждого человека есть неотъемлемые права, отобрать которые никто не может. Что же относил Локк к естественным правам? Это право на жизнь, на собственность и на свободу. И если правительство попытается лишить человека естественных прав, общество обязано свергнуть такое правительство.

Также Джон Локк разработал свой метод воспитания детей. Он ввел понятие «Та́була ра́са». Ребенок является «чистой доской», содержание которой заполняют опыт и чувства. Целью воспитания он видел становление настоящего предприимчивого джентльмена, главными чертами которого являются стойкий характер, воля и дисциплина.

Это был идеал буржуазного общества Нового времени. Подумайте, что может значить фраза Локка: «От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа».

Таким образом, основу философского учения Джона Локка составляют:

· «теория разделения властей»;

· «теория естественных прав человека»;

· «теория табула раса».

Его идеи были частью основы Декларации о независимости Соединенных Штатов Америки.

Монтескьё.

Во Франции теорию разделения властей, предложенную Локком, развил Шарль Луи де Секонда́, известный как барон де Монтескьё. Родился он в 1689 году в замке Шато́ де ла Бре́д, где он и работал над своими книгами на протяжении жизни.

Монтескьё завершил разработку идеи разделения властей. Согласно ему должно существовать три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть может быть передана в руки феодалов и буржуазии, которые войдут в состав двухпалатного парламента. Исполнительная власть останется у дворянства, которое составляет королевское правительство. Однако они обязаны отчитываться перед парламентом в своих действиях. Судебную власть должны осуществлять лица, выбранные из народа на неопределенное время. При рассмотрении какого-либо дела, судьи должны быть одного социального положения с подсудимым, чтобы лучше оценить его поступки.

Монтескьё считал, что свободу человека можно ограничить только разумными законами. Он разработал теорию о том, что влияет на создание законов.

Во-первых, это принципы государственного правления. В республике управление основывается на принципе добродетели. В монархии – на принципе чести. При деспотизме основой управления людьми становится страх.

Во-вторых, Монтескьё важным считал природный фактор. В странах с холодным климатом положение благоприятное к появлению политической свободы. А в странах с жарким климатом развивается рабовладельческий строй. Также, если почва на территории государства бесплодная, это воспитывает у жителей изобретательность и мужество, так как им всегда нужно находить способы выжить. Подумайте и приведите примеры государств, которые бы подтвердили данную теорию Монтескьё.

Вольтер.

Познакомимся с философией Франсуа́-Мари́ Аруэ́ – Вольте́ра. Родился он 21 ноября 1694 года. Вольтер был поэтом, публицистом, прозаиком. За свои взгляды, отраженные в произведениях, он не раз подвергался гонениям у себя на родине.

Многие называют Вольтера идеологом буржуазного общества. Он был сторонником идеи о невозможности равенства в обществе. По мнению Вольтера, общество всегда будет разделено на два класса: богатых и образованных людей и тех, кто, не имея своей собственности, работает на первых или их развлекает.

Своеобразным было отношение Вольтера к религии. Он отрицал понятие церкви, принадлежность к какой-либо религии. Однако верил в существование некоего божества, которое создало мир и руководит им. Такое мировоззрение называется деи́зм.

Образцом государственного устройства для Вольтера была Англия. Где одновременно существовали королевская власть и парламент. Создание республики он считал маловероятным на данном этапе истории. Вольтер был сторонником идеи Просвещенного абсолютизма, правления монарха, готового к переменам и союзу с философами. Он вел активную переписку с прусским королем Фри́дрихом и российской императрицей Екатериной II.

Жан-Жак Руссо.

28 июня 1712 года в Женеве в семье часовщика родился будущий философ Жан-Жак Руссо́. Ему пришлось в 16 лет уйти из дома и начать поиски занятия для себя. Руссо работал секретарем, лакеем, домашним учителем, пока однажды не опубликовал свое рассуждение о воздействии наук на очищение нравов в газетном конкурсе. Он победил и с тех пор периодически издавал свои сочинения с размышлениями о государстве и общественной справедливости. От других французских философов Руссо отличается тем, что не получил хорошего образования и многие его теории легко подвергались критике.

В вопросе религии Жан-Жак Руссо придерживался позиции Вольтера. Он ее полностью отрицал, считая, что люди должны жить, основываясь на природных инстинктах, а не по предписанию Библии. Здесь следует отметить, что, родившись в Женеве, Руссо был кальвини́стом, а в 16 лет перешел в католичество, преследуя личную выгоду.

Руссо предпринял попытку объяснить причины неравенства в обществе. Источник проблемы он видел в существовании частной собственности, именно с ее появлением началась борьба между богатыми и бедными.

Философ разработал идею «государства общественного договора», граждане которого согласились жить по определенным ими правилам. Руссо отвергал идею парламента и выступал за непосредственное правление народа. Заключение «общественного договора» было возможно только между мужчинами. По мнению Руссо, женщины вообще должны быть ограждены от получения образования и заниматься только ведением домашнего хозяйства.

Обсудите, что имел в виду Руссо, когда сказал: «Человек рожден свободным, и всё же, все вокруг в цепях».

Адам Смит.

С эпохой Просвещения связано зарождение экономической науки. Основоположником современной экономической теории стал шотландец Ада́м Смит.

Он предпринял попытку взглянуть на человека с разных позиций: морали, гражданственности, экономики. Благодаря этому ему удалось написать «Исследование о природе и причинах богатства народов».

В течение многих лет Смит исследовал факторы, которые влияют на экономическое развитие государств. В результате пришел к выводу, что в экономике, как и в жизни, присутствует естественный порядок – каждый человек в первую очередь основывается на своих личных интересах и потребностях. А интересы общества являются суммой интересов всех людей.

Адам Смит ввел такое понятие, как «невидимая рука рынка». Суть его состоит в том, что производитель товара заинтересован только в личной выгоде, однако, чтобы ее достичь, производителю необходимо удовлетворить потребность покупателя. Например, владелец ресторана предлагает еду не потому, что очень хочет вас накормить. Он следует только своему интересу получения от вас суммы денег. Таким образом, он удовлетворяет вашу потребность, которая приведет к достижению его выгоды. А «невидимая рука рынка» всем этим управляет.

Смит считал, что богатство общества не в деньгах, а в труде. Только благодаря ему развиваются капиталистические отношения. Также он выступал против торговых монополий, цеховой системы, которые ограничивают производство и развитие торговли.

Теория Адама Смита создавала новую систему моральных ценностей и установок капиталистического мира.

Таким образом, философы эпохи Просвещения

· пропагандировали интересы европейской буржуазии;

· критиковали существующие порядки;

· стремились к созданию идеального общества, в котором будет править разум.

*****************************************************************************************************************************************************************************

 

Не случайно XVIII в. называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга учёных, вышло за пределы университетов и лабораторий.

Основой всех просветительских теорий являлась вера во всесилие науки и человеческого разума. Просветители (так называли сторонников этой теории) провозгласили «естественный свет разума» основой не только познания, но и поведения людей, главным средством совершенствования общества. Мыслители эпохи Просвещения были уверены в решающей роли образования для развития общества. Причину всех бед и несчастий людей они видели в их невежестве, а путь к их преодолению в широком просвещении масс.

Вера человека в собственные силы, способность принимать ответственные решения, добиваться поставленных целей отразилась и в светской литературе.

Просвещением в Европе называется идейное течение среди образованной части населения Европы во второй половине XVII - XVIII вв.

Главными идеями Просвещения были:

- Идея гуманизма, естественного права каждого человека на признание ценности его личности, на счастье. Личность ценна независимо от ее происхождения, народности, расы.

- Осуждение социального неравенства людей, эксплуатации человека человеком. Антифеодальные настроения.

- Идея перестройки общества на началах разума и науки. Разум для просветителей - это активное орудие преобразования, а не пассивное вместилище идеально правильных знаний, данных Богом, как рассматривали его классицисты.

- Критика церкви, религиозных запретов и предрассудков, критический пересмотр общепринятых духовных и интеллектуальных ценностей.

- Осуждение политической тирании.

- Идея просвещенного абсолютизма - правители стран должны заботиться о развитии науки и образования среди населения («союз королей и философии»)

Просвещение в литературе сделало бесценный вклад в развитие такого жанра, как роман. Жанры европейского философского романа и драмы основаны именно просветителями. В центре литературных произведений, написанных просветителями - образ интеллектуального героя, часто деятеля искусства или науки, который стремится реформировать мир или борется за достойное место в жизни. Произведения просветителей наполнены пропагандой чтения книг и образования. Герои выражают авторские идеи лучшего устройства общества. Авторы часто приводят объемные рассуждения своих персонажей, их переписку по поводу проблем экономики, эстетики, религии и церкви, политики, педагогики и др.


Подробнее - на Znanija.com - https://znanija.com/task/25831663#readmore

Список представителей Эпохи просвещения с указанием их достижений.

  1. Томас Мор (английский юрист, философ, писатель-гуманист, лорд-канцлер Англии, написал книгу «Утопия», в которой изобразил своё представление об идеальной системе общественного устройства на примере вымышленного островного государства).
  2. Эразм Роттердамский (крупнейший учёный Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов», способствовал возвращению в культурный обиход литературного наследия античности, писал преимущественно на латыни, написал знаменитое произведение «Похвала глупости»).
  3. Ульрих фон Гуттен (немецкий рыцарь-гуманист, один из главных авторов «Писем тёмных людей»).
  4. Томмазо Кампанелла (итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма),
  5. Николай Коперник (польский астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи Ренессанса, автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции).
  6. Тихо Браге (датский астроном, астролог и алхимик эпохи Возрождения, первым в Европе проводил систематические и высокоточные астрономические наблюдения).
  7. Иоганн Кеплер (немецкий математик, астроном, механик, оптик, открыл (во много используя расчёты Тихо Браге) законы движения планет Солнечной системы).
  8. Джордано Бруно (итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма; будучи католическим монахом, Джордано Бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма, пытался дать в этом ключе философскую интерпретацию учения Коперника; был осуждён католической церковью как еретик и приговорён светским судом Рима к смертной казни через сожжение).
  9. Галилео Галилей (итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени, первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий, стал основателем экспериментальной физики, убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики).
  10. Исаак Ньютон (английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики, автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и 3 закона механики, ставшие основой классической механики, разработал дифференциальное и интегральное исчисления, теорию цвета, заложил основы современной физической оптики, создал многие другие математические и физические теории).
  11. Уильям Гарвей (английский медик, основоположник физиологии и эмбриологии).
  12. Рене Декарт (французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии, автор знаменитой работы «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках»).
  13. Бенедикт Спиноза (нидерландский философ-рационалист, натуралист, один из главных представителей философии Нового времени).
  14. Леонардо да Винчи (итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека»).
  15. Микеланджело Буонарроти (итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт, ещё при жизни которого его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения).
  16. Рафаэль Санти (великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы).
  17. Иероним Босх (нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства).
  18. Питер Брейгель Старший (нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников, мастер пейзажа и жанровых сцен).
  19. Альбрехт Дюрер (немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса, первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства для художников на немецком языке, основоположник сравнительной антропометрии; первый из европейских художников, написавший автобиографию).
  20. Франсуа Рабле (один из крупнейших французских писателей эпохи Ренессанса, наиболее известен как автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль»).
  21. Мигель де Сервантес (всемирно известный испанский писатель. Прежде всего, известен как автор романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»).
  22. Уильям Шеспир (английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира, часто именуется национальным поэтом Англии).
  23. Мартин Лютер (христианский богослов, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык, именем которого названо одно из направлений протестантизма).
  24. Жан Кальвин (французский богослов, реформатор церкви Женевы, основатель кальвинизма, автор сочинения «Наставление в христианской вере»).
  25. Мигель Сервет (испанский мыслитель, теолог-антитринитарий, естествоиспытатель и врач),
  26. Иммануил Кант (немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма, автор трёх формулировок знаменитых императивов),
  27. Джон Локк (британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма, способствовал распространению сенсуализма, широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма, например настаивал на отделении церкви от государства),
  28. Шарль Луи Монтескьё (французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов», сторонник натуралистического подхода в изучении общества, разработчик доктрины о разделении властей),
  29. Вольтер (один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века: поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк, публицист),
  30. Жан Жак Руссо (французский философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения, изучил прямую форму правления народа государством, которая используется и сегодня, например в Швейцарии),
  31. Дени Дидро (французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или «Толковый словарь наук, искусств и ремёсел»),
  32. Даниель Дефо (английский писатель и публицист, известен главным образом как автор «Робинзона Крузо»),
  33. Пьер Огюст Карон де Бомарше (знаменитый французский драматург и публицист, автор «Севильского цирюльника» и «Женитьбы Фигаро»),
  34. Фридрих Шиллер (немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач, представитель направлений Буря и натиск и романтизма в литературе),
  35. Лоренцо Бернини (великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко),
  36. Микеланджело да Меризи Караваджо (итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко, одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени).
  37. Диего Родригес де Сильва Веласкес (испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи).
  38. Питер Пауль Рубенс (крупнейший фламандский живописец, воплотивший в своих произведениях подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко).
  39. Харменс ван Рейн Рембрант (голландский художник, живописец и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи, сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство).
  40. Иоганн Себастьян Бах (великий немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог).

 

https://uchitel.pro

 

Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024