Вторник, 30.04.2024, 02:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Это интересно: Теория Питирима Сорокина | Регистрация | Вход
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
Сайт учителя истории Ведмедовской Т.В.

Мы действительно находимся на пороге нового типа культуры?

Теория П. Сорокина

Даже среди наиболее светлых умов ХХ века Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) воистину поражает воображение. Родившись в российской глуши, он сумел получить образование, успел поучаствовать в бурных революционных событиях, сочетая политическую деятельность с научной, основал в Петербургском университете социологический факультет (вскоре закрытый), был изгнан из страны, приглашен в Гарвард, который сделал центром мировой социологии и создал ряд интереснейших концепций, раскрывающих суть общества и его развития.

Его понимание цивилизационного развития человечества ближе к концепции А. Тойнби, чем К. Ясперса, хотя нельзя сказать, что так уж сильно похоже на теорию Тойнби. Сближение можно видеть разве что в циклическом понимании общественного процесса.

Согласно Сорокину, каждая цивилизация - отдельная социокультура, а это весь мир значений, созданных человеком. Основа всякой социокультуры - ее ценности, определяющие все остальные элементы общества, включая менталитет и свой специфический тип личности.

 

Каждый человек живет по нормам и ценностям своей культуры и действует, следуя ее образцам. Сорокин считал, что, изучая поведение людей, можно выявить различия в типах социокультуры. В определенные периоды времени люди живут, исходя из одних основополагающих принципов, а потом происходит их смена, и люди начинают жить по другим принципам.

 

Такая смена культурных типов переживается людьми как кризисный период. Сорокин считал, что как раз в наше время (он имел в виду ХХ век) происходит эта трансформация.

Всего он выделял три типа социокультуры:

а) идеациональную (основанную на духовных и материальных ценностях),

б) идеалистическую (основанную в основном на религиозных ценностях),

в) чувственную (основанную преимущественно на материальных ценностях).

 

Все цивилизации можно отнести к тому или иному типу. Например, идеалистической культурой Сорокин называл европейскую средневековую. Можно сказать, что в наше время таковой является арабская культура. Идеациональная культура имеет разносторонний характер, она отличается динамизмом ценностей. В Европе такой тип культуры был в Эпоху Возрождения.

А чувственный тип культуры господствовал, например, в Европе, начиная с XVII века. Его характеризует приоритет всего материального. Но в ХХ веке, как считал мыслитель, он начал себя изживать, поэтому современное западное общество находится в глубоком кризисе. Грядет новая эра.

 

Сорокин смотрел на будущее оптимистично. Да, сейчас переходный, кризисный период, начавшийся в западной социокультуре в конце XIX века, он является тяжелым, полным ужаса и противоречий. К какой бы сфере культуры мы не обратились, можно видеть обратную сторону выдающихся достижений. Чувственная культура умирает тяжело... Кажется, что человек деградирует со страшной скоростью. Искусство выродилось. Наука показала свой бесчеловечный цинизм. Институт семьи разваливается. Религия свелась к ритуалу... И так во всем.

Однако в этом кризисе Сорокин видел показатель рождения нового типа культуры. Чувственный тип сменяется идеациональным. А потом наступит идеалистический, основанный на духовных ценностях. Весь процесс Сорокин выстраивал в следующую цепочку: кризис - крушение - очищение - переоценка ценностей - возрождение.

В данный момент мы уже на стадии крушения. Значит, за ним неизбежно придет очищение. Будет ли так? Узнают наши потомки.

Но вообще концепция Сорокина заставляет задуматься...

 

Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024