найдено на "просторах интернета"
Как правильно организовать свою деятельность , чтобы написать мини-сочинение (задание 29) на высокую оценку ?
В работе над мини-сочинением можно выделить несколько этапов:
- Написание мини -сочинения в черновом варианте
- Анализ содержания текста
- Проверка стиля, логически и последовательности изложенного материала
- Внесение необходимых изменений и написание окончательного варианта
Процесс создания чернового варианта работы:
Во-первых: для работы необходим черновик. Писать нужно только с одной стороны листа , так как на обороте можно записывать цитаты , примеры, которые могут быть использованы для конкретизации мысли, подтверждения или опровержения суждений
Во - вторых: необходимо вспомнить, какие элементы входят в структуру мини -сочинения. Удобно создать в черновике своего рода бланк или матрицу , обозначив основные структурные элементы будущего мини -сочинения , оставив после записи каждого из них определенное место.
- Цитата
- Проблема поднятая автором ,её актуальность
- Смысл высказывания
- Собственная точка зрения
- Аргументация на теоретическом уровне
- Не менее двух примеров из социальной практики , из истории, литературы, подтверждающие верность высказанных суждений
- Вывод
Образец черновика
1
|
Цитата
|
|
2
|
Проблема(тема), поднятая автором ,её актуальность
|
|
3
|
Смысл высказывания
|
|
4
|
Собственная точка зрения
|
|
5
|
Аргументация на теоретическом уровне
|
|
6
|
Примеры
|
|
7
|
Выводы
|
|
В - третьих: следует выбрать одно из пяти предложенных высказываний. Для этого:
1. Прочитайте все имеющиеся в задании 29 цитаты
2. Определите их проблематику ( тематику) и смысл. Для этого нужно ответить на вопросы:
- О чем эта цитата?
- Что хотел сказать автор ? Выберите наиболее "близкую" вам цитату
3. Мысленно ответьте на вопросы:
- С какими основными проблемами ( темами) обществоведческого знания связана данная тема?
- Что я должен знать , что бы раскрыть её?
Выбирая высказывание для мини -сочинения , вы должны быть уверены ,что:
- владеете основными понятиями той базовой науки , к которой оно относится;
- четко понимаете смысл высказывания;
- можно выразить собственное мнение ( полностью или частично согласиться с высказыванием или, наоборот, опровергнуть его);
- знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне ( при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы)
- сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения
Итогом ваших размышлений является осознанный выбор цитаты для работы. Запишите её в первый раздел черновика. В графу 2 впишите сформулированную проблему ( тему) высказывания. Вам необходимо за частным мнением автора увидеть общий вопрос, на который он отвечает.
Для более четкой формулировки проблемы (темы) вы можете воспользоваться
Для указания актуальных проблем (тем) в современных условиях можно использовать фразы - клише 1:
В- четвертых: - запишите основную мысль автора в раздел 3. Не стоит повторять дословно слова автора , главное - раскрыть смысл высказывания.
Можно использовать клише 2:
В -пятых: - необходимо определить свою позицию к высказыванию автора. Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув определенную часть высказывания , или поспорить с автором , высказав противоположное мнение. Для этого нужно ответить на вопросы:
- Согласен ли я с мнением автора или нет?
- Если согласен частично , то с чем согласен, а с чем нет?
- В чем заключается моя позиция по данному вопросу?
Сформулированное собственное мнение по проблеме запишите в графу 4.При этом можно воспользоваться фразами - клише 3
В - шестых: - следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы ( доказательства), то есть вспомнить основные термины ( просмотреть...) , теоретические положения. В графу 5 черновика в свободной форме выпишите понятия, противоречия, тезисы, обобщения.
Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:- подробнее
В - седьмых: нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением , данным для обоснования: он сводит воедино в одном - двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений , подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.
Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы - клише 4
В - восьмых: необходимо оформить полученный материал в виде мини –сочинения . При этом нужно помнить , что - мини -сочинения по сути своей -небольшое сочинение , отличающееся смысловым единством. Поэтому составляется связный текст, используются слова- связки, уделяется внимание грамотному написанию обществоведческих терминов.
Текст мини -сочинения желательно разбить на абзацы, каждый из которых будет выражать отдельную мысль.
Готовое мини -сочинение нужно проанализировать на предмет соответствия критериям, используемым для оценки работы - подробнее о критериях ......
Дополнительным достоинством мини -сочинения является включение в него:
- краткой информации об авторе высказывания ( например, "выдающийся французский философ - просветитель", "великий русский мыслитель Серебряного века", "известный философ- экзистенциалист", " основатель идеалистического направления в философии" и др);
- описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к её решению;
- указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
- указание на альтернативные варианты решения проблемы
. Фразы - клише для указания проблемы ( темы) в современных условиях
Данная проблема ( тема) является актуальной в условиях...............
- ...глобализации общественных отношений;
- ... формирования единого информационного , образовательного, экономического пространства;
- ... обострения глобальных проблем современности;
- ... особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
- ... развития международной интеграции;
- ... современной рыночной экономики;
- ... развития и преодоления мирового экономического кризиса;
- ... жесткой дифференциации общества;
- ... открытой социальной структуры современного общества;
- ... формирование правового государства;
- ... преодоления духовного , нравственного кризиса;
- ... диалога культур;
- ... необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей
2. Фразы - клише - раскрытие смысла высказывания
- " Смысл данного высказывания состоит в том, что...."
- "Автор обращает наше внимание на то ,что......"
- " Автор убежден в том , что....."
3. Фразы- клише - помогающие сформулировать собственное мнение по проблеме
- " Я согласен с автором в том, что..........."
- " Нельзя не согласиться с автором данного высказывания ........"
- " Автор был прав, утверждая , что .........."
- " На мой взгляд , автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества.... ситуацию, сложившуюся в обществе ..... одну из проблем современности)"
- " Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что......"
- " Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу....... , но с....... не могу согласиться"
- " А не задумывались ли вы над тем , что.....?"
4. Фразы - клише для формирования проблемного вывода
- " Таким образом , можно сделать вывод....,"
- " Подводя общую черту, хотелось бы отметить , что....."
Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:
1. Теоретический уровень - его основой являются обществоведческие знания ( понятия) термины, противоречия, направления, научной мысли, взаимосвязи , а так же мнения ученых, мыслителей)
2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта:
- использование примеров из истории, литературы и социальной реальности;
- обращение к личному опыту;
Аргументы второго уровня должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения , использованные для обоснования собственной позиции.
При отборе фактов , примеров из общественной жизни и личного социального опыта , необходимых для подтверждения своей позиции , мысленно ответьте себе на вопросы:
- Подтверждают ли они мое мнение?
- Не могут ли они быть истолкованы по- другому?
- Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
- Убедительны ли они?
Если вы убеждены , что приведенные вами примеры действительно доказывают вашу точку зрения , запишите их в графу 6 черновика .
Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и примеров по отношению к доказываемому суждению предотвратит "уход от темы"
Критерии оценивания мини - сочинения
Среди критериев , по которым оценивается выполнение задания 29, критерий К1 является определяющим. Если выпускник не раскрыл( или раскрыл неверно) смысл высказывания , то есть не обозначил поставленную автором проблему ( выдвинутую тему), и эксперт поставил по критерию К 1 - 0 баллов , то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям ( К2,К3 ) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов
|