Вторник, 30.04.2024, 02:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Материал к экзамену: Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Контрреформация. | Регистрация | Вход
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
Сайт учителя истории Ведмедовской Т.В.

30.04.2018

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства

 

  1. Реформация и ее предпосылки
  2. Реформации в Германии
  3. Мартин Лютер
  4. Крестьянская война

 

Вы уже знаете, что в XV–XVI веках зародились и быстро развивались в Европе идеи гуманизма. Люди уже не придавали значения загробной жизни, их все больше интересовала жизнь земная. А самое главное, теперь они осознали, что от самого человека, а не от высших сил, зависит жизнь, успехи и поражения. Это не могло не повлиять на роль церкви в обществе.

На этом уроке вам предстоит узнать, что такое Реформация, ее предпосылки, познакомиться с одним из первых реформаторов Европы – Ма́ртином Лю́тером, узнать о событиях Крестьянской войны.

Итак, Реформа́ция – это движение за переустройство церкви.

Обратите внимание, что слово пишется с большой буквы, так как обозначает целый период в жизни людей. Однако зачем понадобилось добиваться переустройства того, что уже давно укоренилось и имело в обществе достаточно значимое влияние?

Предпосылки Реформации

Во-первых, как уже говорилось, человек задумался о своей земной жизни. Основные идеи католической церкви уже не находили поддержки среди людей. Ведь они проповедовали мысль о неважности нынешней жизни, это всего лишь подготовка к будущей вечной жизни. В это же время гуманисты в один голос твердили, что жизнь на Земле – это все, что у нас есть, и прожить ее надо хорошо, получая от жизни удовольствие. Наступило время, когда стали цениться знания. Церковь этого боялась, так как думающий и знающий человек мог легко опровергнуть многие утверждения богословов.

 

 

Во-вторых, в обществе сформировался новый класс – буржуазия. Это были люди, которые обеспечивали свою жизнь самостоятельно и были заинтересованы в накоплении капитала. Им было не выгодно вкладывать огромные средства в содержание епископов и священников, строить пышные и дорогие соборы. Буржуазии была нужна новая религия, простая и понятная каждому, не требующая пышных обрядов. Также они выступали за то, чтобы Библия была переведена на национальные языки европейских государств. Таким образом ее текст станет доступным всем грамотным людям.

 

 

 

  • , обрядовая деятельность церкви. Не всегда у простых людей была возможность заказывать дорогостоящие обряды в церкви. Было давней традицией платить деньги, чтобы за твое здоровье или упокой отслужили мессу. С каждым годом этот обряд становился все более дорогим и все менее доступным для большей части населения Европы. Бесплатных обрядов и проявлений религиозных чувств церковь не признавала.

Еще одним немаловажным моментом была массовая продажа индульге́нций – документов, которые подтверждают, что церковь отпускает человеку совершенные им грехи.

Право выдавать индульгенции церковь обосновала тем, что заслуги святых и Христа перед Богом создали запас благодати, которой может распоряжаться католическая церковь. К началу XVI века получение индульгенции стало очень простой процедурой. Их можно было купить абсолютно везде. Священники, монахи организовывали торговлю, как в городах, так и в деревнях.

 

В-четвертых, десяти́на – это налог, который все верующие уплачивали церкви в размере одной десятой части своих доходов.

Изначально поступающие средства делились на три группы:

· украшение и построение церквей;

· на богомольцев и бедных;

· на содержание духовенства.

Но с течением времени все большее количество денег шло в казну папства и священников. Это вызывало недовольство простых людей, так как они видели роскошь, в которой пребывают церковные служители.

Следует помнить еще и о том, что церковь являлась крупнейшим землевладельцем. Ей принадлежало до 1/3 всей обрабатываемой земли.

Таким образом получалось, что существующим положением в католической церкви были недовольны все слои населения. Правители хотели вернуть контроль над доходами. Дворяне были заинтересованы в церковных земельных владениях. Горожане выступали против пышной обрядности и богатого убранства. А простым людям и крестьянам не всегда по силам было оплачивать десятинный налог.

 

Начало Реформации в Германии.

Все, о чем мы говорили, происходило по всей Европе. Однако Реформация началась в Германии. Именно здесь противоречия между людьми и церковью достигли того уровня, когда были необходимы перемены. Вспомните: Германия не была централизованным государством, в отличие от Англии или Франции. Она была разделена на множество земель, каждой из которых правили феодалы. К началу XVI века в городах был заметен рост производства, здесь стали скапливаться большие капиталы. В то же время в деревне все еще крепкой была феодальная зависимость крестьян, которые были недовольны своим положением. Крестьяне даже начинали выступления против феодалов, объединившись в тайный союз «Башмака». И горожане, и крестьяне были недовольны положением церкви. Они стремились лишить ее имущества и сократить количество духовных лиц. Таким образом, страна, в которой скопились многочисленные противоречия между всеми слоями общества, была идеальным местом для начала реформационного движения.

Ма́ртин Лю́тер

Был необходим человек, который сможет объединить недовольных, предложит новую идею. Им стал Мартин Лютер. Родился он 1 ноября 1483 года в Айсле́бене в семье бывшего рудокопа, а затем преуспевающего бюргера. Мартин Лютер окончил университет в Э́рфурте, готовился стать юристом. Однако что-то произошло в его жизни, что заставило молодого человека уйти в монастырь. Уже в 1507 году он стал священником, а в 1512 году получил степень доктора богословия.

 

Долгое время Лютер преподавал в Ви́ттенберге, имел большую популярность среди студентов. Размеренная жизнь закончилась 18 октября 1517 года, когда Папа Лев X издал бу́ллу, в которой говорилось о продаже индульгенций для сбора средств на строительство Собора святого Петра и спасения человеческих душ. В скором времени в окрестностях Виттенберга появился монах Те́цель, который ездил с двумя большими ящиками. Один из них был наполнен индульгенциями, а другой – деньгами, вырученными за их продажу. Мартин Лютер пытался всячески отговорить людей покупать индульгенции, однако его проповеди не находили отклика. Тогда 31 октября 1517 года в канун Дня Всех Святых Лютер прикрепил к дверям церкви написанные им 95 тезисов против индульгенций. Он рассчитывал, что, выходя из церкви, люди будут останавливаться и читать их. И его расчет оправдался. Очень быстро его идеи распространились в народе. Тецель пытался их опровергнуть, однако не нашел поддержки.

 

 

 

Что же было в этих тезисах? Мартин Лютер утверждал, что покаяние человека за грехи длится в течение всей жизни и отпустить их может только Бог. Лютер был убежден, что некоторые грехи человек не может даже запомнить, а некоторые совершает неосознанно. Поэтому указать на них может только сам Бог, а не папа римский. Нельзя, заплатив какую-либо сумму денег, за несколько минут избавиться от всех прегрешений. В тезисах ставилась под сомнение действительность индульгенций. Ведь не существовало никаких гарантий, что при покупке документа на самом деле прощаются все грехи. Источником веры признавалась только Библия. И спасения человек мог достигнуть только через веру, а не через проведение пышных обрядов в церкви.

В течение нескольких лет Мартин Лютер вел споры с различными богословами. В 1520 году папа Лев X издал буллу об отлучении Лютера от церкви. Однако священник сжег ее в присутствии своих студентов, навсегда тем самым порвав с католической церковью.

В 1521 году новый германский император Карл V пригласил Лютера в Вормс, где проходил сейм. Император лично хотел заняться делом Лютера. Реформатор осознавал опасность, которая грозила ему, однако решился ехать. Во время заседания несколько раз Карл V предлагал Лютеру отречься от своего учения. Но тот оставался непреклонен и сказал свою известную фразу: «На том стою и не могу иначе».

 

 

 

Уже через месяц императором был издан Во́рмсский эди́кт, в котором Мартин Лютер и его последователи объявлялись еретиками. Спас его от верной смерти Фри́дрих Саксо́нский, укрывший Лютера в своем замке, где тот долгое время жил. Именно в этом замке был сделан перевод Библии на немецкий язык, что сделало ее доступной к пониманию народом.

Идеи Лютера взволновали народ. И хотя он сам выступал за мирное переустройство, предпочитая опираться на князей, его последователи решили прибегнуть к более решительным действиям.

Крестьянская война

В 1524 году началась Крестьянская война, длившаяся до 1525 года. Причинами войны стали:

· увеличившиеся налоги;

· расширение прав феодала над крестьянами;

· реформационное движение.

Вдохновителем крестьян на восстание стал То́мас Мю́нцер. Он считал, что, если крестьяне и ремесленники возьмут власть в свои руки, они смогут восстановить в мире порядок, который будет соответствовать божественному замыслу. Свои мысли он изложил в «Стате́йном письме», изданном в 1524 году. Его идеи сразу нашли поддержку среди взволнованного Реформацией населения.

В 1524 году были собраны и обобщены около трехсот крестьянских жалоб, которые вышли под названием «12 статей», автором которых стал Христофо́р Шаппеле́р. Крестьяне требовали решения давно назревших проблем. Они хотели самостоятельно назначать и смещать священников. Деньги с десятины должны были идти на поддержку бедных и в общую казну. Выступили за освобождение от зависимости и ограничение штрафов и налогов.

Восстание сопровождалось массовыми разграблениями замков и убийствами феодалов. Так, например, в замке Ве́йнсберг во время нападения крестьяне встретили 17 рыцарей, которых сразу же и убили. Мартин Лютер выступал с резкой критикой происходившего. Однако уже ничего не мог сделать.

Вскоре к крестьянам присоединились горожане, которые выдвинули свой проект развития Германии – «Гейльбро́ннскую программу», которая предусматривала:

· лишение духовенства власти;

· роспуск монастырей;

· введение единой монеты, единой системы мер и весов;

· отмену таможенных пошлин.

 

Однако все эти программы не были приведены в действие. Войска феодалов разгромили восставших. Итогом войны стало ухудшение положения крестьян. Для них были увеличены налоги и повинности. Но эта война была первым голосом народа, который стремился к свободе. Позже это нашло отражение в европейских революциях.

В это же время князья заинтересовались идеей секуляризации церковных земель. Карл V запретил присваивать церковное имущество и выступил против Реформации. Лютеране выразили ему свой протест. С тех пор появилось слово протеста́нты – сторонники Реформации.

Протестанты представили императору документ «А́угсбургское вероиспове́дание», в котором изложили свое видение лютеранства.

Они признавали только два таинства из семи:

· во время службы главной была проповедь священника,

· церковь отказалась от пышного убранства.

Последователями Лютера и его учения была основана новая церковь, получившая название лютеранская.

После протяженных военных действий между католиками и последователями Реформации, которые не привели ни к чьей победе, был заключен в 1555 году А́угсбургский мир. Согласно ему, католики и протестанты уравнивались в правах. А жители каждой земли исповедовали ту религию, которой придерживался князь.

Таким образом, Реформация только увеличила разногласия между феодалами и закрепила раздробленность германских земель. Хотя первоначально ставила себе целью объединение государства. Идеи реформаторов получили распространение по всей Европе и привели к появлению новых религиозных течений и последовавших за ними политических разногласий. Но об этом мы узнаем на следующих уроках.

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

 

  1. Жан Кальвин
  2. Основные идеи кальвинизма
  3. Орден иезуитов
  4. Тридентский собор

 

Вы уже знаете, что в XVI веке из Германии начали распространяться идеи Реформации, то есть преобразования церкви. Одним из первых реформаторов стал Мартин Лютер. Последователи его учения называли себя протестантами. Протестантизм быстро нашел поддержку в разных странах Европы.

На этом уроке вам предстоит познакомиться с еще одним реформатором – Жаном Кальвином и его вариантом изменений в церкви и обществе. Также вы узнаете о Контрреформации и ее главном орудии борьбы – ордене Иезуитов. По окончании урока подведем итоги Реформации в Европе. Но обо всем по порядку.

Жан Ка́львин

Родился 10 июля 1509 года во Франции, в городе Нуайо́н. Образование получил в Парижском университете. Кальвин готовился стать юристом. Однако один из преподавателей предложил ему заняться теоло́гией, и она навсегда увлекла будущего реформатора.

 

 

 

Уже в возрасте 23 лет он получает докторскую степень и начинает работу над книгами, где излагает свое видение веры и церкви. Из-за своих идей и проповедей Жан Кальвин был вынужден покинуть Францию. В Ба́зеле Кальвин в 1536 году издает свой труд «Наставление в христианской вере», в котором выражает идею самоуправления церковных общин в вопросе выбора веры. Жан Кальвин много путешествовал по Европе, жил в Италии. Однажды он заехал в Женеву. Там он познакомился с Гийо́мом Фаре́лем, реформатором. Именно Фарель и уговорил Кальвина задержаться в городе и помочь ему с устройством новой церкви. Однако в скором времени он уехал и из Женевы. Три года жил в Страсбурге, пока власти Женевы не пригласили вернуться обратно и помочь ввести в городе новый порядок.

Идеи кальвинизма

Каковы были идеи Жана Кальвина, из-за которых он то подвергался гонениям, то вызывал всеобщий почет и уважение:

· реформатор был уверен, что все люди грешны;

· души людей предназначены либо к спасению, либо к погибели, и только Бог может покарать или помиловать;

· задачей человека было полное повиновение судьбе;

· Кальвин призывал людей не отчаиваться и ждать божественного знака, который подскажет, что душа будет спасена. Этим знаком должен был стать успех в делах.

Новая религия получила широкую поддержку городского населения. Ведь они были заинтересованы в постоянном накоплении капитала, а Кальвин на первое место ставил бережливость, неприхотливость в быту, скупость, которая могла помочь сохранить средства. А самым важным для человека он считал постоянный труд, называя лень самым главным из пороков. Таким образом, труд превратился в форму самовыражения человека.

Важным отличием от католической веры стало то, что, согласно Кальвину, не все души будут спасены, это придет только к избранным.

Женеву с появлением Жана Кальвина ждали большие перемены. Это зеленый город, расположенный в Альпах. Раньше здесь была очень бурная жизнь. В силу своего расположения на перекрестках европейских торговых путей Женева процветала. Люди постоянно были заняты трудом, среди женевских ремесленников было очень большое количество богатых людей. По характеру горожане были открытыми, гостеприимными, веселыми и остроумными, любящими удовольствия. Частыми в городе были шумные праздники, сопровождавшиеся театральными представлениями. Но существовала и оборотная сторона такой жизни. В Женеве было очень много любителей азартных игр. Это являлось настоящим наказанием, так как иногда целые семьи разорялись из-за пагубного пристрастия.

И вот в этом городе появился Жан Кальвин, который был готов изменить Женеву и ее жителей к лучшему.

Для управления были избраны церковные чины, в обязанности которых входило чтение проповедей, преподавание в школе, нравственный надзор, благотворительность. Изобретением Кальвина стала

Консистория – это суд, который сочетал в себе функции церковного и гражданского суда.

Существовала система штрафов и наказаний. Так, например, если человек был замечен за азартными играми, его привязывали к позорному столбу и вешали на шею игральные карты. Очень строго следили за внешним обликом граждан. Под запретом были предметы роскоши, украшения, красивая одежда. Оговаривался фасон одежды, ткань из которой она шилась. Тюремному заключению могла быть подвергнута женщина, которая приходила в церковь с завитыми волосами. Эта же участь постигала и ее парикмахера. Дома постоянно обыскивались. Наказанию подлежали те, у кого в домах находили предметы, связанные с католической верой, – чётки, крестики, иконы. Ночные сторожа следили, чтобы после 9 часов вечера никто не выходил из дома. Люди уже должны были ложиться спать, чтобы с утра приняться за работу. В городе был введен запрет на танцы, театральные представления, громкий смех. За сквернословие следовало наказание. Так, был отправлен в тюрьму извозчик, который обругал свою лошадь. Кальвин выступал против всяких излишеств. Это касалось и еды. Три кожевенника сидели три дня в заключении за то, что за завтраком съели 36 пирожков.

 

 

  • в городе стали появляться недовольные. Однако после судебного дела над Миге́лем Серве́том, который был давним противником Кальвина и выступил против его учения, за что был приговорен в 1553 году к сожжению, люди не рисковали публично выражать недовольство.
  • всю оставшуюся жизнь прожил в Женеве. Он создал образ идеального Града Божьего с идеальными гражданами. Заслуга его была велика. Современного человека можно считать творением Кальвина. Ведь именно он сделал труд занятием, которое вызывает почтение, тем самым еще более развив капиталистические отношения. В это время происходило разложение традиционного общества, в котором богатство презиралось. боролся с непомерной роскошью и бессмысленным существованием. В дальнейшем они стали одной из причин революций.

Кальвинистская церковь отличалась и от католической, и от лютеранской. Община сама выбирала своих предводителей — пропове́дников и пресви́теров. Так теперь называли старейшин. Вы можете также встретить другое название кальвинистской церкви – пресвитериа́нская.

Службу вели па́сторы. Отменены были все церковные праздники, кроме Пасхи. Из церкви были вынесены все внешние атрибуты веры, ничто не должно было отвлекать от молитвы.

Последователей Кальвина в Европе было достаточно много. Во Франции их называли гугено́тами, в Англии – пурита́нами.

 

 

 

Орден иезуитов

В Европе с каждым годом увеличивалось количество протестантов.

 

 

 

Это не могло не вызвать волнение в католической церкви. Изначально католическое духовенство не чувствовало опасности и ограничивалось лишь порицанием новых учений. Однако с течением времени в Риме осознали, что новые религиозные течения могут нанести серьезный удар. Началась

Контрреформация – борьба католической церкви с протестантизмом.

Все протестанты были объявлены еретиками. С особой старательностью стали работать инквизиционные суды, которые сжигали протестантов. Постоянным явлением стали доносы. Была введена цензура. Издания, которые не проходили цензуру, заносились в «Индекс запрещенных книг» и уничтожались. Необходимо помнить, что все протестанты выступали против десятинного налога, а католическая церковь не хотела лишаться этого источника дохода.

Главным орудием католической церкви в борьбе с Реформацией стал орден иезуи́тов, основанный в 1540 году. Главой ордена стал Игна́тий Лойо́ла, дворянин из Испании.

 

 

 

Целью ордена стало подавление Реформации и защита католической церкви. Добивались они этого через обучение людей католичеству, развитие наук и образования, миссионерство.

Иезуиты отличались от обычных монахов. Им было разрешено носить светскую одежду, а не рясы. Церковь освобождала их от многих религиозных запретов.

Одним из главных средств борьбы стало создание иезуитских школ, в которых преподавание велось на лучшем уровне, чем в других школах. Здесь работали хорошие преподаватели, использовались новейшие методики. Иезуитские школы можно было назвать школами образцового порядка. В учениках воспитывали безусловное подчинение. Здесь было очень развито шпионство. Иезуиты поощряли доносы.

Вообще их мораль была выгодной, что также привлекало население. С одной стороны, иезуиты призывали людей отказаться от собственных суждений, от своего «я». В то же время грехом считалось только то, что совершил намеренно. Если же человек совершил плохой поступок и не думал в это время, что грешит, такой поступок оправдывался. Также разрешалось говорить неправду, если при этом правду держишь в уме или говоришь правду лишь частично. Любое преступление можно было оправдать высшей целью.

Иезуитов можно было встретить везде: и в университетах, где они вступали в научные споры, и среди горожан, которые присутствовали на богослужении, проводившемся на родном им языке, и во дворцах правителей, где они находились, чтобы вовремя дать нужный совет.

С помощью монахов ордена католическая церковь постепенно возвращала себе влияние во многих сферах жизни.

Тридентский собор

Все это время не утихали споры между сторонниками реформ католической церкви, которые хотели приблизить церковь к верующим и частично ограничить власть пап. Эти идеи поддерживал и Карл V. Им противостояло католическое духовенство во главе с папой римским, которое не считало реформы необходимыми.

Эти разногласия должен был разрешить Триде́нтский собо́р, который проходил в итальянском городе Тре́нто и длился с перерывами в течение 18 лет, с 1545 по 1563 годы.

 

 

За это время многое изменилось. Если изначально на собор планировали пригласить протестантов, то после подписания А́угсбургского мира и признания в Германии равенства прав католиков и протестантов об этом не могло быть и речи. Папа Римский как мог укреплял свои позиции.

В результате на соборе были приняты следующие решения:

· признано верховенство пап над соборами;

· за церковью сохранилось право толкования Священного писания;

· все предписания папы были обязательными к исполнению;

· католические догматы оставались неприкосновенными и не подвергались обсуждению;

· была увеличена власть епископов;

· укреплена инквизиция.

Сторонники реформ добились только запрета на продажу индульгенций и открытия семинарий для обучения католических священников.

Таким образом, итогами Реформации в Европе стали:

· изменение отношения людей к труду. Теперь любой труд был в почете и в нем рассматривался некий религиозный смысл. Это привело к тому, что в протестантских странах капиталистические отношения развивались быстрее;

· в странах Европы происходило укрепление национальных церквей, которые теперь подчинялись не папе римскому, а правителю государства;

· это привело к укреплению светской власти;

· важным итогом стало увеличение количества школ. Образование становилось все более доступным;

· самым неприятным итогом стал религиозный раскол Европы. Это привело к тому, что в скором времени начали вспыхивать религиозные войны, самой крупной из которых стала Тридцатилетняя война.

 

 

Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024