Понедельник, 29.04.2024, 21:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | К ОГЭ: СОЦИАЛИЗАЦИЯ- Социализация детей и подростков в традиционном русском обществе | Регистрация | Вход
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
Сайт учителя истории Ведмедовской Т.В.

Социализация детей и подростков в традиционном русском обществе

С годовалого возраста начиналась собственно социальная жизнь ребенка – он самостоятельно перемещался, ел, понимал речь и говорил, все эти качества он развивал сам и с помощью старших. В ходе взросления развивались его умственные и физические способности, происходило вхождение в социум.

 У русских, как и у других этносов, существовала особая субкультура детей и подростков, со своими корпорациями, участием в играх и праздничных забавах, значительная часть которых была приурочена к календарным праздникам. Исполнение обрядов со временем переходило к детям и подросткам.

Физическое развитие индивида шло бок о бок с получением знаний об окружающем мире. Освоению пространства - сначала дома, потом двора, затем селения, наконец, территории за его пределами - принадлежала большая роль в процессе социализации. Весь период от детства и до вступления в брак есть время постоянных перемещений – дети бегают и гуляют, особенно выделяется молодость как время максимальной подвижности человека: парни бегают за девками, молодые пары гуляют, ходят, молодежные собрания называются гуляниями, молодежь шатается, девушки выходят замуж, свадьбу гуляют.

Большое значение в процессе социализации подрастающего поколения имели игры, которые развивали силу, глазомер, ловкость, храбрость, умение терпеть боль, воспитывали чувство товарищества, формировали убежденность в ответственности не только за себя, но за других людей, сначала только в игре, но потом и в жизни. В играх имитировались реальные жизненные ситуации - труд, семейный и общественный быт.

Мальчик «запрягал» деревянного конька в лапоть, выполняющий роль саней или телеги, «пахал» землю каким-нибудь сучком, кукла у девочки «пряла» и «шила», терпела побои пьяного мужа. Импровизированные детские игры дополнялись стереотипными.

Довольно рано начиналось приучение детей к труду, особенно в бедных семьях, где уже с 5-6 лет дети убирали в доме, ухаживали за маленькими детьми, работали на огороде и т.д. Мальчиков начинали приучать к мужским работам – пахать и боронить землю, пасти скот, обращаться с лошадьми, в лесных районах заниматься плотницким делом и т.д., девочек приучали прясть, работать за ткацким станком, ухаживать за коровой и домашней птицей и т.п. Процесс взросления имел свои внутренние границы, отражавшиеся в возрастной терминологии.

Друзья, вы сейчас сильно удивитесь! Если женщины вставали "с петухами" в 3:00 - 4:00 утра, то дети в 7:00. Обязательно умывались и завтракали. А потом все помогали родителям. 

  В русской деревне работу полагалось распределять также в зависимости от пола ребенка. Девочкам поручалась работа, которая готовила бы ее к жизни женщины, мальчикам давались знания и умения необходимые мужчине. При этом обучение строилось таким образом, что ребенок точно знал свои обязанности и родителям не приходилось напоминать о них ребенку.

Обязанности мальчиков:

      В некоторых губерниях трехлетний мальчик уже мог помогать матери чистить картофель, мести пол, подавать ей какую-нибудь вещь, отыскивать отцовский кушак или собирать рассыпанный по полу горох. Бывало, что уже с трех лет отцы брали мальчиков в поле при возке навоза.

В 6-7 лет ухаживали за скотиной, ездили верхом, помогали в поле, мастерили игрушки, плели лукошки и лапти.

В 8-9 лет расставляли силки на мелкую дичь и птицу, стреляли из лука, удили рыбу, собирали грибы, ягоды, орехи. 

В 9-12 лет могли вступить во взрослую промысловую артель.

В 14 лет становились полноценными работниками.

 

Обязанности девочек:

 

В 5-6 лет учились прясть, помогали по дому и на огороде, ухаживали за младшими братьями и сёстрами.

В 10-12 лет мыли посуду, подметали пол, мыли и чистили лавки, убирали постель, меняли лучину, свечи, чистили керосиновые лампы, готовили, шили, вышивали. Девочку могли отдать в няньки - "пестуньи" - присматривать за чужими детьми за небольшую плату.

 

А что умеете вы в их возрасте? Напишите в комментариях.

 

Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024