Понедельник, 29.04.2024, 21:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Учитель обществознания — про перемены на ЕГЭ-2024 | Регистрация | Вход
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
Сайт учителя истории Ведмедовской Т.В.

Алихан Динаев: «В июне у нас будут большие проблемы». Учитель обществознания — про перемены на ЕГЭ-2024

 

Нас ждут самые масштабные изменения в содержании ЕГЭ по обществознанию за последние 10 лет (а может, и с момента появления экзамена в начале нулевых). Правда, масштабная реформа для образовательного сообщества осталась незаметной. ФИПИ схитрил: структура заданий, КИМы и критерии не поменялись. Единственная новация — в очередной раз изменили задание № 24 (план), в котором и раньше было сложно попасть в заветные два «обязательных пункта». Теперь пунктов стало три. Что, конечно, усложнило задание в разы. Гарантирую, что число выпускников, которые в 2024 году получат за это задание 0 баллов, заметно вырастет.

В общем, на первый взгляд, перемен почти нет. Даже формулировки заданий нам уже давно знакомы. Ловушка — в кодификаторе! Здесь сократилось количество тем для изучения: с 82 до 73. Думаете, можно радоваться? Нет. Составители ЕГЭ зачем-то решили некоторые темы объединить, а другие — значительно расширить. А еще — добавить новые. Например, темы «арбитражное судопроизводство» раньше не было, а тема «антикоррупционная политика» хоть и была в кодификаторе, но на самом экзамене заданий по ней не было.

Итак, я насчитал не менее 40 тем и подтем, которые теперь дополнительно придется изучать в курсе ЕГЭ. Не буду писать про все, вот некоторые из них:

  • «Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века»;
  • «Духовные ценности российского общества. Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества»;
  • «Достижения современного российского искусства»;
  • «Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации»;
  • «Выгоды и убытки от участия в международной торговле»;
  • «Политическая система Российской Федерации на современном этапе»;
  • «Опасность коррупции, антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции»;
  • «Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации».

Появление некоторых из этих тем вызывает, мягко говоря, много вопросов. Как, кстати, и исчезновение некоторых из них:

  • «Гражданское общество и правовое государство»;
  • «Демократия (эту тему объединили с «Формой государства», что логично);
  • «Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба» (удивительно, да?);
  • «Международное право».

Теперь риторические вопросы. Можем обсудить их в комментариях, коллеги:

  • Почему такие перемены случаются буквально за неделю до начала учебного года?
  • Уверены ли составители ЕГЭ, что учителя по всей стране готовы к такому объёму информации? Часов-то больше у нас не стало. То есть дети снова должны идти к репетиторам, чтобы подготовиться к экзаменам. И главный плюс ЕГЭ — доступность высшего образования — снова оказывается под вопросом. Если денег на репетиторов нет — нет и поступления.
  • Откуда нам брать информацию? Когда появятся новые учебники, пособия и справочники? Тем более, когда в списке новых тем есть довольно субъективные вроде «Влияние российской культуры на ценности общества». Если я скажу детям, что Моргенштерн* (*внесен Минюстом РФ в список иноагентов) формирует ценности материализма и индивидуализма в обществе, я буду не прав?
  • Зачем создавать темы-гиганты в кодификаторе? Почему нельзя оставить краткие названия, а в скобках подробно расписать содержание всех необходимых дидактических единиц/подтем?
  • Объединив 2-3 темы в одну, составители ЕГЭ создают для учителей ещё одну большую проблему. У педагогов по всей стране есть огромное количество материалов для подготовки — они их сами много лет готовили — схемы, таблицы, инфографика, ментальные карты, презентации, конспекты, тесты. Изменениями в кодификаторе все наши усилия свели на нет. Все придется переделывать. Кто и когда это будет делать? Зачем на ровном месте и без какой-либо необходимости заставлять педагогов выполнять сложную, долгую и неоплачиваемую работу?

Скажу честно: некоторые из новых тем мне нравятся. Я вижу общую тенденцию к повышению практикоориентированности экзамена и предмета. В таком виде обществознание становится ближе к реальной жизни. Я и без всякого кодификатора учу детей финансовой грамотности и рассказываю про налоговые вычеты. Но остальные изменения слишком масштабны. А времени у нас слишком мало. Мне кажется, всем нам нужен как минимум один учебный год на подготовку к такой программе.

 

 

Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024